РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ
Ребенок погиб при пожаре… что может быть трагичнее и нелепее? Пожар -это не стихия, а зло, творимое руками человека. И если в пламени огня сгорает ребенок, вина за это лежит только на взрослых. Не доглядели, не уберегли, не отвели беду. А ведь могли бы…
Еще с младенчества, когда ребенок тянется к горячей кружке с чаем, мама останавливается и говорит: «Ай! Горячо! Обожжешься!» Но поймет ли он сразу, не почувствовав рукой горячий стакан? «Раз обожжешься, больше не полезешь», — скажет мама.
И действительно, если ребенок почувствует опасность высокой температуры, он больше не полезет. Поэтому основная задача родителей — это помочь своему ребенку осознать, насколько опасно прикосновение к раскаленным предметам и открытому огню, этим самым формируется рефлекс самозащиты, чувство самосохранения. Дети должны познать на опыте, насколько может быть опасно воздействие высокой температуры, открытого огня, если не принимать меры предосторожности. Для этого можно подвести ребенка к плите и дать ему возможность почувствовать идущий от нее жар. Но запомните! Это нужно делать только в присутствии взрослых!
Опасная ситуация неизбежна в тех семьях, где спички доступны детям. Ребенок еще не научился соизмерять свои шалости с последствиями. Неудержимые в своем стремлении подражать взрослым, они часто переступают грани¬цы дозволенного. Из-за неумелого обращения с огнем вызывают пожары. Поэтому, пока ребенок мал, спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, электроприборы следует убирать подальше от детей. Причем делать это так, чтобы у ребенка не возникло подозрение, что названные предметы прячут от них умышленно. Иначе любопытство может взять верх над запретом — и пожар будет неизбежен.
Психологами доказано, что дети знают об опасности игры со спичками, различают огонь добрый и злой, огонь созидающий и разрушающий. Помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды — это не просто сказать «Нет, нельзя!», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести. В этом состоит основная задача взрослых. Дети постоянно наблюдают за работой телевизора, электроплитки, утюга, настольной лампы и других электроприборов, но далеко не каждый из них знает правила включения и выключения. Причина в том, что большинство родителей не только не учат детей этим правилам, но и запрещают близко подходить к этим предметам. Такая позиция ошибочна. Когда ребенок останется один, он все равно удовлетворит свое любопытство, что может привести к не¬желательным последствиям.
Что же означает термин «защита ребенка от пожара»? Означает ли это постоянное нахождение с ребенком, чтобы уберечь его от беды? Если вы так считаете, то уже, вероятно, поняли, что это возможно до определенного возраста.
Некоторые родители очень следят за своими детьми, другие же, наоборот, позволяют детям слишком многое, считая, что с их ребенком ничего не случится. Оба этих подхода ошибочны.
Дети, находящиеся под непрестанным надзором своих родителей, просто не способны распознать опасность ситуации. У таких детей теряется «шестое чувство», предупреждающее об опасности. Поэтому они в большей степени подвержены риску, могут стать виновниками пожара, а в результате и жертвой.
Есть много противоположных случаев, когда ребенок восстает против очень строгих правил, чтобы доказать родителям свою взрослость. Значит, очень сильным контролем можно вызвать у ребенка рискованное поведение. Не зря говорится: запретный плод сладок.
Обратная сторона чрезмерного контроля: предоставляя детям слишком много свободы, возлагая на них большую ответственность, родители просто переоценивают способность своих детей учиться методом проб и ошибок. В некоторых случаях это просто опасно. Представьте себе опасность разрешения ребенку только один раз, в то время как вы находитесь на работе, зажечь газ, если он никогда раньше этого не делал?!
Прежде чем сделать это, оцените, насколько ваш ребенок владеет следующими навыками:
оценка окружающей обстановки;
способность безопасно обращаться с потенциальным источником огня;
умение следовать правилам пожарной безопасности.
И пока ребенок не овладел всеми этими навыками, не позволяйте ему пользоваться спичками.
Чтобы обеспечить безопасность детям, родители обязаны уметь:
защитить ребенка в такой ситуации, которая выходит за рамки его возможностей;
подготовить ребенка к ситуации, которая возможна и с которой ему не¬обходимо научиться справляться самому;
научить ребенка безопасному поведению, потому что он еще не способен к самостоятельным действиям;
научить правилам в случае возникновения пожара:
а) позвонить по телефону «101» или «112» и правильно сообщить:
домашний адрес;
что горит;
фамилию или номер телефона, из которого звонишь.
б) при пожаре ребенок должен выбегать из дома и звать на помощь взрослых: соседей, прохожих;
в) ни в коем случае нельзя прятаться при пожаре.
Задача взрослых — научить детей самостоятельности и безопасности. Чтобы ребенок знал, что он уверен в себе и вместе с тем ОСТОРОЖЕН!